ИЗБРАННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
№11 (апрель
2000)
ЗАМЕТКИ
НЕСТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ
680020
,г. Хабаровск
Приветствую читателей газеты "Телеграф №".
Президент,
министр, начальник колонии или заключенный - все эти слова указывают на
местоположение в обществе. Эти слова лишь посредственно могут указать на
личность человека, но никак не могут дать исчерпывающую характеристику, чтобы
окружающие знали, как и к кому относиться. Впрочем, к любому человеку нужно быть
доброжелательным, но почему-то заключенных не считают за людей и,
соответственно, относятся враждебно. Хотя все прекрасно знают издержки
доморощенного судопроизводства, и что многие осуждены напрасно. Срабатывают
стереотипы в сознании и получается непримиримая конфронтация между "вольными" и
"зеками". А ведь те и другие члены одного общества, одной страны, одного рода
человеческого.
Заключенные,
живущие "по понятиям", столкнувшись с пренебрежительным к ним отношением,
реагируют по-разному, но обычно чувствуют свое достоинство оскорбленным, забывая
в этот момент, что сами они еще
более высокомерно относятся к тем, кто "стоит " ниже их по тюремной иерархии.
Это проблема номер один. До тех пор, пока будет деление на "касты" и "сословия"
среди заключенных, пока противостояние "черных" и " красных", "порядочных" и "
непорядочных" будет удобно начальникам тюрем и лагерей, до тех пор бесполезно
говорить о реформе УИС и о реформах в России. На самом деле мало кто в полной
мере понимает, как сильно зависит развитие реформ в стране
от реформы в УИС.
Все
существующие сейчас ИУ в нашей стране продолжают функционировать в
карательно-уничтожительном режиме. Даже те, кто хотел бы встать на путь исправления, не имеют такой возможности
без попадания в категорию "непорядочных", а так как каждый уважающий себя
человек хочет считаться "порядочным", то остается жить по "понятиям". А "понятия
" эти закладывают в человеке ложные ценности и искаженное мышление. В итоге
освобождается еще худшая личность, чем была до заключения. Отсюда рост
преступности и пр. "прелести", сопровождающие кражи, грабежи, убийства и
т.д.
Есть
ли выход из сложившейся ситуации? Как сделать, чтобы осужденный, желающий
отвратиться от преступного образа жизни, мог беспрепятственно пойти путем
исправления, т.е. не жить в условиях постоянной необходимости нарушать закон?
Это - государственная забота, потому что в частном порядке здесь ничего не
получится.
В
первую очередь, надо разработать и законодательно утвердить зависимость режима
содержания от стремления к исправлению. Существующая система режимов и условий
содержания позволяет лентяям и т.н.
"авторитетам" вести паразитический образ жизни. Этого быть не должно. Кто не
желает трудиться, тот должен содержаться в самом строгом и жестком режиме
независимо от величины срока. Обычно человек за кражу получает 3-5 лет колонии
общего (строгого) режима и придя в лагерь, получает возможность не работать и
пользоваться всем тем (и даже больше), чем пользуются работающие заключенные.
Сказано: кто не работает, тот пусть не ест. Вот принцип, который должен
расставить все по своим местам в УИС. Государство со своей стороны должно
обеспечить работой всех желающих и создать благоприятную экономическую среду для
любого вида полезной деятельности.
Во
вторых: в существующую систему режимов и условий содержания наряду с прочими
изменениями следует ввести новый тип ИУ, в которых бы содержались по личному
желанию те, кто всем сердцем желает исправиться и стать по освобождении
полноценным членом общества. Там должны быть все условия для всестороннего
развития личности в работе, учебе и
досуге, но, при этом должны быть максимально жесткие требования к
морально-психологическому поведению осужденного. Т.е. такие явления, как ложь,
злоба, лень и т.п. после трехкратного предупреждения должны вывозиться с
территории вместе с владельцем.
В
третьих: вся сущность УИС должна поменяться из карательной в реабилитационную.
Надо всячески стимулировать в заключенных только положительные стремления и
желания, помочь оступившемуся человеку осознать себя в обществе и вселенной
необходимой частицей.
Разбирая
психологию преступлений и
обстоятельств, в которых они происходят, можно прийти к одному выводу:
человек совершает преступное деяние в том случае, когда желание совершить его
преобладает над страхом наказания, когда человек не привык и не желает
контролировать свои мысли, слова и поступки и относиться безответственно к
жизни. А такое становится возможным только с теми людьми, кто отрицает или не
желает определить существование Бога.
Это
центральный момент всей жизни человека, т.к. вся наша личность по сути своей
формируется вокруг признания или не признания существования Бога как Творца
всего. Он будет судить каждого по делам его. Поэтому искренне верующий и любящий
Бога будет любить людей и, естественно, не совершит преднамеренного зла, как это
легко делают неверующие.
Обсуждая
проблемы преобразования в пенитенциарной системе России следует, в первую
очередь, определить приоритеты и стратегическое направление этих преобразований.
Исходя из того, что осужденные в основе своей являются гражданами России и после
отбытия срока наказания вольются в общество, не всегда имея дом, семью и то
место, где они могут начать полноправную законопослушную жизнь, главной целью
государства должна стать подготовка к нормальной жизни после освобождения тех
ЗК, кто искренне желает этого. Без государственной поддержки на всех уровнях
исправляющегося ЗК не может быть речи вообще о пользе пенитенциарной системы,
т.к. существующая система УДО опирается на кол-во отбытого наказания в первую
очередь, а на степень исправления - во вторую. Причем учитывается поведение и
образ жизни не за весь срок, а лишь в предшествующее к УДО время. Например, человеку со сроком 10-15 лет
первые полсрока нет смысла что-либо делать, т.к. по закону момент УДО наступает
после 2/3 срока. Значит, все это время осужденный является потребителем
бюджетных средств, и зачастую, потенциальным носителем идеи сопротивления
начальству. Нежелание работать обуславливается не только природной ленью, но и
искаженным "понятием": "они меня лишили свободы, а я еще должен на них
работать?".
Кроме
того, следует признать, что часть вины за преступление лежит и на самом
государстве, как на общественной формации, обязанной заботиться о своих членах.
Истина, что "преступниками не рождаются - преступниками становятся" актуальна в
России в полной мере. Поэтому каждый серьезный государственный деятель и все
должностные лица в УИН, все сотрудники УИС обязаны четко понимать, что их деятельность должна быть
направлена не на подавление и уничтожение личности ЗК, а на формирование
и развитие в нем того доброго и положительного, что неизбежно есть в каждом
человеке. Не имеет значения категория ИУ, будь то СИЗО, тюрьма или лагерь - если
морально-этический уровень их работников низок, если они своим образом жизни проповедуют
хитрость, ложь, озлобленность и жажду к наживе, то сложно ожидать исправления
заключенных.
Вообще
к проблеме исполнения наказания надо подходить трезво и реально, понимая, что
не- исправившийся человек после освобождения - бомба замедленного действия,
брошенная в общество. Мало того, что обязательно кто-то пострадает из людей, но
еще и сами "исполнители наказания" прямо или косвенно терпят ущерб от
срабатывания тысяч таких "бомб".
Иногда
складывается такое впечатление, что кто-то умышленно нагнетает экономическо-политический кризис в
стране, дал установку на осуждение по максимальным срокам, чтобы дать работу
всем силовым структурам. Ведь, если разобраться, то им крайне невыгодно снижение
уровня преступности и ее искоренение, т.к. некого будет ловить, судить и
охранять. И дело не в том, что такого не может быть, а в том, хотим ли мы, чтоб
так было. Если не ставить себе целью полностью искоренить преступность как образ
мышления, тогда нет смысла во всей пенитенициарной системе, ибо она будет
выполнять функцию бесплатной школы повышения "квалификации" осознанно идущих на
преступления и укреплять искаженное мышление у
оступившихся.
Никто
не живет ради прошлого, надоедает жить ради настоящего, и многие скажут, что
живут ради будущего. Под будущим мы подразумеваем своих детей, внуков, потомков.
Всякий, кто любит своих детей, будет озабочен тем наследством, какое он и его
современники оставят им. Моральные принципы и духовные ценности во все времена
имели первостепенное значение и всегда апеллировали к лучшим и высоким
стремлениям человека. Без этого жизнь невозможна. Поэтому мы, современные люди,
имеющие возможность охватить и проанализировать всю историю человечества, будем
за свои дела нести большую ответственность пред Богом, т.к. больше, чем предки,
знаем и можем. Осознать следует и то, что сторонних наблюдателей в жизни не
бывает. Всякий человек своими действиями или бездействиями так или иначе влияет
на происходящее и на ход истории. От того, какие личности активно участвуют в
общественно-политических процессах жизни страны и мира, зависят строй и уровень
бытия каждого живущего на земле.
"Если
не я , то кто?" - этот слог в недавнем прошлом привлек миллионы молодых людей на
строительство "светлого будущего" в виде Днепрогэса, Беломорского канала и пр.,
но разве сами по себе эти стройки, без человека, имеют значение? Поэтому в
первую очередь надо строить личность человека. И в Государственной деятельности
это должно быть на первом месте, т.к. само государство сложено из этих самых
людей. Какие люди - таково государство.
Если
общество каждый день получает десятки и сотни людей с искаженным эгоцентричным
мышлением, то со временем это общество погибнет. Сначала духовно, а чуть позже и
физически.
Давайте
научимся смотреть и видеть ту правду, которая есть, а не которую мы хотим
видеть, обманывая самих себя.
Кто
читал и осмысливал притчи царя Соломона, записанные в Библии? Кто читал, тот
знает, что правда и милость утверждают царство, а ложь и злоба- разрушают. Это
одинаково верно всегда и везде.
Сама
по себе реформа в УИС в стране без комплексного решения вопросов воспитания и
формирования личности, как ответственного субъекта общества - потеря времени,
сил и средств.
Каждый
должен сделать выбор между добром и злом,
правдой и ложью, Богом и дьяволом. Выбор однозначный и бесповоротный, ибо
нет хуже человека, чем человек с двоящимися мыслями.
На
этом прервусь, пожелав всем Вам Божьих Благословений: острого зрения, мудрого
разума и доброго сердца.
Да
будет с Вами благодать Господняя.
Аминь.
Брат
Яков.