Первые иллюстрированные открытки появились в России в 1895 году и за очень короткое время завоевали огромную популярность — они выпускались во всех губерниях и уездных городах, почти на каждой железнодорожной станции можно было купить открытки с изображением различных мест Российской империи.
 
 Первые орловские иллюстрированные почтовые карточки появипись не позднее 1898 года, печатались в Берлине издателем Вендишем. В дореволюционное время было выпущено около 1000 орловских видовых открыток Издавали их в Стокгольме, Дрездене, владельцы орловских книжных магазинов Иванов, Кашкин, Шемаев, орловское фотографическое общество, фотографы Варенник и Пясковский Открытка сохранила нам облик старого Орла, дала возможность заглянуть в прошлое, ведь две трети города было разрушено во время Великой Отечественной войны, а многие здания снесены в послевоенный период.
 
 Губернский город Орел конца прошлого века, как указано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, насчитывал 70 тыс жителей, в нем было 1783 каменных и 4798 деревянных домов, 33 церкви и молитвенных дома, 1 монастырь, 7 средних учебных заведений, 3 газеты, на которые Подписывались 2600 человек Промышленность в городе была представлена 150 мастерскими, фабриками и заводами, в основном перерабатывающими салотопенными, мыловаренными, пенькотрепальными, свечновосковыми
 
 Реки Ока и Орлик всегда играли важную роль в жизни города В первые годы — это естественные защитные рубежи от вражеских нашествий, впоследствии Ока—торговая транспортная магистраль, по которой отправлялись грузы в города центральной России На многих открытках мы находим изображения Оки Была она мелководной, без труда ее переходили вброд, а чтобы отправить караваны судов с товарами, вода искусственно поднималась путем спуска плотин и прудов, находившихся на Оке и ее притоках
 
 Целый квартал в начале теперешней Московской улицы занимают торговые, или гостиные, ряды Строительство этого двухэтажного здания было начало в 1849 году после большого пожара и продолжалось почти 20 лет В гостином ряду была сосредоточена основная городская торговля, магазины и лавки купцов Русанова, Калашникова, Домогацкого, Бухвостова, Бель-кова, братьев Бакиных Недалеко от гостиных рядов находится одно 13 самых старых зданий города — городская дума Здание построено в 1799 году, а дума разместилась в нем, восстановленном после пожара, в 1858 году Орловский публицист П И Кречетов так характеризовал ее деятельность "Думу составляли исключительно купцы из числа тех, у которых бороды подлиннее и животы пообъемистее Невзирая на всю несложность городских дел, гласные — купцы собирались в думу неохотно Они были домоседами Бывало, орловский голова Д С Волков чуть не плакал, умоляя, убеждая гласных явиться на заседание думы Но тщетны были просьбы головы — гласные не являлись, вследствие чего решение даже важных впросов приходилось откладывать чуть не 20 раз"
 
 До начала 80-х годов постоянных мостов через Оку и Орлик не было Мосты наводились каждый год, но в первую же весеннюю отепельях уносил ледоход И тогда тысячи подвод, груженных хлебом, в течение нескольких дней стояли по всем улицам в ожидании неправы В 1879 и 1880 годах были сооружены первые металлические мосты через Оку — Мариинский и через Орлик — Александровский Характерно, что рядом с железным мостом через Оку наводились временные деревянные лавы для того, чтобы горожане могли, минуя мост, попасть на базар
 
 Александровский мост вел в Заорлицкую часть, где размещались основные административные и сословные учреждения — дом губернатора, присутственные места, дворянское и купеческое собрания, земская управа, архиерейский дом, кафедральный собор, тюремный замок. Здесь же находились городской театр, городской сад, кадетский корпус, институт благородных девиц, мужская и женская гимназии. Центральной улицей города была Болховская, где помещались лучшие магазины и номера, два кинотеатра, куда вечером высыпал весь Орел себя показать и людей посмотреть.
 
 По Болховской улице ходил трамвай, маршрут его начинался у вокзала и заканчивался у богоугодного заведения (теперь областная больница на Пионерской улице). Трамвай ходил также по Кромской (Комсомольской), Новосильской (ул. Пушкина)... Орловский трамвай появился в 1898 году — раньше, чем в Петербурге и Москве.
 
 Кафедральный собор начал строиться в 1797 году. С перерывами и переделками его возводили почти 100 лет. После революции это здание использовалось под хранилище государственного архива, потом оно служило пожарной каланчой. Накануне войны собор взорвали. Теперь здесь стоит здание областной библиотеки им. И.А. Бунина.
 
 Достопримечательностью города был также общественный сад "Дворянское гнездо", открытый в 1903 году Обществом изящных искусств в память 20-летия со дня смерти И.С. Тургенева. В саду, располагавшемся в том месте, где, по преданию, происходили события одноименного романа И.С. Тургенева, был установлен бюст писателя, до 1917 года единственный памятник в Орле. Вот мы и совершили краткую экскурсию по Орлу конца XIX века. Мало что сохранилось из изображенного на открытках, которые так верно передают дух старого русского города, что является подчас более ярким и зримым историческим документом, чем самые подробные описания.
 
 В. СИДОРОВ. На открытке: ул. Болховская (ныне ул. Ленина). Из коллекции автора.
 
 
 


  • Справочник по Орлу и Орловской области

    Редакция от Rambler's Top100